Решения

Системы управления и мониторинга

Системы мониторинга и управления позволяют оперативно локализовать случившиеся сбои, предсказывать сроки исчерпания ресурсов на основании анализа их загрузки и прогнозировать требования к их масштабированию в будущем. Также системы управления облегчают задачи администраторов по настройке, вводу и выводу из эксплуатации серверного и сетевого оборудования.

Специализация систем

По специализации системы управления и мониторинга можно разделить на три вида:

  • Низкоуровневые;
  • Зонтичные;
  • Унитарные.

Низкоуровневые системы предназначены обычно для управления оборудованием конкретного производителя или оборудованием определенного класса, например: оборудованием первичных сетей, телефонными станциями, оборудованием вторичных сетей и пр. Специализированные системы управления для своего оборудования производят такие компании как Ciena, Cisco, Keymile и другие.

Зонтичные системы Manager Of Managers, Orchestrators собирают данные от низкоуровневых систем, которые, в свою очередь, выполняют задачи управления и мониторинга отдельных частей инфраструктуры. По сути низкоуровневые системы становятся информационными агентами для зонтичной системы. Зонтичная система производит анализ всей поступающей информации с целью корреляции событий, поиска первопричин сбоев, прогнозирования наступления нештатных ситуаций и т.д. Сетевые и системные администраторы в этом случае получают единую точку контроля состояния инфраструктуры и бизнес приложений, единую точку генерации отчетности. Ограничением для зонтичных систем зачастую становится невозможность управления элементами ИТ инфраструктуры, поскольку далеко не все низкоуровневые системы способны принимать к исполнению команды от вышестоящего программного обеспечения.

Унитарные системы пытаются совместить в себе возможности по управлению оборудованием от низкоуровневых систем и «кругозор» зонтичных систем. При этом нужно понимать, что за счет огромного спектра существующего на рынке оборудования сложность реализации системы, способной «видеть и управлять всем», является весьма существенной. 

Архитектура систем

Современные системы мониторинга и управления в части физической архитектуры можно разделить на два типа:

  • Распределенные;
  • Централизованные.

Централизованные системы, как следует из названия, устанавливаются в одном месте (возможно на нескольких серверах для обеспечения надежности/резервирования) и из единого центра выполняют контроль и управление оборудованием.

Распределенные системы могут быть «разнесены» по нескольким площадкам или обладать распределённой подсистемой первичного сбора данных, состоящей из удаленных агентов сбора информации. При этом агенты обычно располагаются физически как можно ближе к контролируемому оборудованию. Это связано с низким уровнем безопасности, обеспечиваемым протоколами SNMP, Rlogin и Telnet. Отказаться от применения таких протоколов в современной ситуации сложно, поскольку часть сетевого оборудования, телефонных станций используют именно эти протоколы для передачи данных в системы мониторинга и получения/исполнения команд на изменение конфигурации из систем управления. 

Для того, чтобы повысить уровень безопасности и отказоустойчивости систем управления, производители создают собственные протоколы управления и мониторинга, которые реализуются в так называемой транспортной подсистеме. Последняя отвечает за гарантированную доставку информации, собранной подсистемой первичного сбора в подсистемы более высокого уровня. Также она передает команды, сгенерированные подсистемами управления устранения отказов и управления конфигурациями, в первичную систему для трансляции в управляемое оборудование. Гарантированная доставка осуществляется с помощью механизмов Store and Forward («Сохранить и передать»). Эти механизмы позволяют при потере соединения с подсистемами верхнего уровня переключаться в режим Store («Сохранить»), сохраняя данные на локальном диске. При восстановлении соединения элементы транспортной системы переходят в режим Forward («Передать»), передавая все сохраненные и временно закешированные данные адресатам. 

В соответствии с принципами ТМN (Telecommunication Management Network) современные системы управления и мониторинга обладают следующим функционалом:

  • Управление процессом устранения отказов (Fault Management);
  • Управление конфигурацией сети (Configuration Management);
  • Контроль производительности сети (Performance Management).

Подробнее о функционале системы управления и мониторинга здесь.

2017
ADV Consulting